Сейчас мы часто можем встретить детей и взрослых с различными нарушениями в развитии. А это приводит к необходимости дальнейшего изучения возможностей этих людей, открытия специальных учреждений, подготовки квалифицированных специалистов, оказание психологической помощи родителям...
Главная » Информация » Мнение психолога » Мнение психолога
Добавлено: 07.11.2014
Красильникова Александра Андреевна
Самарский Государственный Университет
Обучение детей с нарушениями в развитии
В 2002 году число детей с отклонениями в развитии приравнивалось к 36% от всего детского населения в России. За последнее время число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Эти данные ставят проблему обучения детей с нарушениями в развитии. Она актуальна как для родителей (выбор учебного заведения, способы коррекции, умение построить правильное отношение к ребенку), так и для педагогов и психологов (создание определенных методик, способов обучения, их реализация). В России существуют специальные учреждения – детские сады, специальные группы, школы, интернаты – для детей с различными нарушениями в развитии.
На данный момент различают следующие категории лиц со специальными образовательными потребностями:
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения; с нарушениями речи;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с нарушениями интеллекта; с задержкой психического развития;
- с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Коротко хотелось бы затронуть каждую из категорий.
Особенности развития и обучения детей с нарушениями слуха.
Различают три степени нарушения: глухие; слабослышащие; позднооглохшие. Для каждой категории необходимы свои методы и способы организации учебного и, по возможности, коррекционного процесса, так как основным критерием отнесения к той или иной группе является возможность восприятия речи. Например, слабослышащие дети имеют способность к речевому общению, но испытывают затруднения, тогда как глухие не имеет такой способности вовсе. Но, все же, любая степень нарушения слуха задерживает и искажает развитие речевой функции у ребенка, влияет на формирование психических функций, что проявляется в отставании, и на развитие психической деятельности в целом. Именно поэтому очень важно ранее вмешательство в процесс развития речи. Помочь в этом могут как специализированные дошкольные и школьные учреждения, так и специальные коррекционные, обучающие группы. В обучении детей с нарушениями слуха необходимо точно определить степень глухости и возможности ребенка. При работе могут быть использованы наглядные материалы, жесты, чтение по губам, музыкальные уроки (для слабослышащих).
Особенности развития и обучения детей с нарушениями зрения
Здесь также существует разделение на тотально слепых, то есть полностью лишенных зрения, и на лиц с остаточным зрением. Особенности развития таких детей заключаются в: o отставании в развитии, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира; o несовпадении периодов развития слепых и зрячих детей (до тех пор, пока ребенок не найдет способы компенсации слепоты, представления из внешнего мира будут неполными, и ребенок будет развиваться медленнее); o диспропорциональности – функции, которые меньше всего страдают от отсутствия зрения (мышление, речь и т.д.), будут развиваться быстрее. При обучении стоит учитывать степень отсутствия зрения, на основании этого и выбирать метод обучения. Только тотально слепые дети будут использовать исключительно осязание и слух. Дети с остаточным зрением могут также использовать и зрение, но необходимо следить за тем, чтобы исключить высокую нагрузку и отрицательное воздействие на его дальнейшее развитие.
Особенности развития и обучения детей с нарушениями речи
Существует множество категорий нарушения как устной, так и письменной речи: это и расстройства фонационного оформления речи (темпа, произношения, тембра), и нарушения структурно-семантического оформления высказывания, и нарушения процессов письма и чтения. В этих случаях детям необходима логопедическая помощь. И, желательно, как можно раньше, дабы исключить возможные проблемы (как учебного, так и социального плана) при поступлении ребенка в школу. Существует ряд специальных учреждений, таких как ясли-сад, детский сад, группы для детей с нарушениями речи, а также логопедические пункты на базе детских садов общего развития.
Особенности развития и обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Нарушения опорно-двигательного аппарата включают в себя двигательные расстройства такие, как: o детский церебральный паралич (ДЦП); o врожденные патологии опорно-двигательного аппарата; o приобретенные заболевания опорно-двигательного аппарата. Практически у всех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются астенические проявления: истощаемость всех психических процессов, пониженная работоспособность, замедление восприятия, малый объем памяти, трудности переключения внимания. В специальных учреждениях учитывают особенности этих детей: учитель, помимо учебных задач, решает еще и лечебные – оптимальное количество и время физических нагрузок, соблюдение предписаний врача. Большинство таких детей имеет возможность заниматься в обычных школах, но им необходимо особое внимание со стороны учителя. Исключением могут быть, например, дети с ДЦП. Особенности их психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой общеобразовательной школы. В обучении больных ДЦП необходимо сочетать логопедическую работу (так как, зачастую, у них не формируется потребности в речевом общении из-за гиперопеки со стороны близких) с развитием функций рук и общей моторики ребенка.
Особенности развития и обучения детей с нарушениями интеллекта
Умственно-отсталые – дети, у которых наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций в результате грубого органического поражения головного мозга. У таких детей наблюдается повышенная возбудимость или инертность, трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности, нарушения в физическом развитии (деформация черепа, размеров конечностей и т.д.). В обучении детей с отклонениями в развитии интеллекта важен принцип системности, то есть обучение ребенка как целостной системы в его взаимодействии с семьей, окружающими и дошкольными учреждениями. Успех коррекции в обучении основывается на результатах диагностического обследования, итогом которого становится установление причинно-следственных связей между симптомами и их причинами. Только на основе обследования дается общая оценка уровня развития ребенка. Система обучения детей с умственной отсталостью предполагает не только занятия с ребенком, но и организацию различных форм помощи родителям. Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка, а также формирование его позитивных личностных качеств.
Особенности развития и обучения детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется замедленным темпом психического развития, негрубым нарушением познавательной деятельности, личностной незрелостью. ЗПР является одной из распространенных форм психической патологии детского возраста. Выявление ее происходит с началом обучения ребенка в школе или же еще в подготовительной группе детского сада. Дети с ЗПР нуждаются в коррекционном обучении в специальных учреждениях. Задача коррекционной работы – обогащать детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания, а также пользоваться ими. Особенности развития и обучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Одним из наиболее сложных нарушений психического развития является ранний детский аутизм (РДА). Он характеризуется глубоким нарушением социального развития, стереотипностью в поведении, особыми нарушениями речевого развития (речевые штампы, отсутствие речи от первого лица и т.д.), что является препятствием для использования речи в целях коммуникации. Вступая во взаимодействие с таким ребенком, нужно учитывать его реальный "эмоциональный возраст". Это важно не упустить в обучении и коррекции ребенка, иначе превышение доступного ребенку уровня взаимодействия вызовет появление негативных реакций (негативизм, агрессия) и уход от возможного контакта.
Таким образом, я считаю, что важную роль в обучении, а также в воспитании ребенка с нарушениями в развитии играют как родители, так и воспитатели и учителя. От учителя и воспитателя требуется найти верный подход к ребенку, быть внимательным и чутким, учитывать все возможности учащегося. Особая задача стоит перед учителем неспециального образовательного учреждения, где среди нормально развивающихся детей есть ребенок с отклонениями в развитии. Его задача – познакомить остальных учащихся с особенностями ребенка, сформировать доброе отношение к такому ученику, а также включать его самого в работу класса. Это важно учесть в плане интегрированного обучения, то есть обучения детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе со здоровыми детьми. Но подобное обучение может быть эффективным лишь в том случае, когда уровень психофизического развития ребенка соответствует возрастной норме или хотя бы близок к ней. Только тогда возможна реализация цели такого обучения, а именно – воспитание полноценного человека и включение его в общество. С этой целью могут и должны также справиться родители детей. Их задача - суметь воспитать сильную, здоровую личность, что возможно только при адекватной оценке болезни ребенка, его возможностей и сил. Нельзя требовать от таких детей слишком много, не стоит их в чем-то поторапливать, но и не нужно окружать его гиперопекой, иначе он не будет приспособлен к общению с окружающим миром.
Чтобы подчеркнуть важность учителя и родителей в развитии ребенка с нарушениями в развитии как здоровой личности, приведу один пример. Дислексик Ричард Брэнсон – известный британский бизнесмен. Дислексия – это полное или частичное нарушение процессов чтения. В годы, когда Ричард учился в школе, об этой болезни было мало что известно и, как он сам говорил: "…не считалась проблемой или, точнее говоря, это была проблема только того, кто ею страдал". Учеба в школе превратилась в пытку. Большая заслуга в становлении его как личности принадлежит матери. Она старалась воспитывать сына адаптированным к реальной жизни, относилась к нему как к ребенку без патологий. Это лишь один из примеров того, что человек с ограниченными возможностями может стать полноценной личностью, способной преодолеть свои недостатки в психофизическом развитии и жить, обучаться наравне со здоровыми людьми. Сейчас мы часто можем встретить детей и взрослых с различными нарушениями в развитии. А это приводит к необходимости дальнейшего изучения возможностей этих людей, открытия специальных учреждений, подготовки квалифицированных специалистов, оказание психологической помощи родителям.
Литература:
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - электронное издание;
- Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.;
- Н. Зимина. Особенности развития детей с нарушением слуха//Журнал "Отоскоп" [сайт].
- Московский институт аналитической психологии и психоанализа. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции [сайт].
- ЦДР "Спас". О детях с нарушением зрения. [сайт].
- Ричард Брэнсон. Теряя невинность. Как я построил бизнес, делая по-своему и получая удовольствие от жизни. - 2-е изд. – М.:АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013.
Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!
Добавьте свой комментарий!
Актуальна тема обучения и развития детей? Задайте вопрос психологу в соответствующей рубрике раздела онлайн-консультация! Перейти и задать вопрос
Общение и консультация
- Онлайн консультации (2285)
- Форум (65)
Наши специалисты
Формы психолог. помощи
Специальные предложения
Информация
Координаты
Рекомендуем
Хотите получать свежие статьи и рекомендации с нашего сайта? Просто введите свой контактный e-mail в форму и подтвердите подписку!